Правила ГФЭИ

Об утверждении Правил ведения Государственного фонда экологической информации

Постановление Правительства Республики Казахстан от 13 октября 2016 года № 589

В соответствии с подпунктом 7) статьи 16 Экологического кодекса Республики Казахстан от 9 января 2007 года Правительство Республики Казахстан Постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила ведения Государственного фонда экологической информации.
2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Премьер-Министр
Республики Казахстан                                                                                                                               Б. Сагинтаев

Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 13 октября 2016 года № 589

Правила ведения Государственного фонда экологической информации

1. Общие положения

1. Настоящие Правила ведения Государственного фонда экологической информации (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 7) статьи 16 Экологического кодекса Республики Казахстан от 9 января 2007 года (далее – Кодекс) и определяют порядок ведения Государственного фонда экологической информации.
2. Государственный фонд экологической информации (далее – ГФЭИ) ведется с целью обеспечения государственных органов, физических и юридических лиц достоверной информацией о состоянии окружающей среды и ее объектов, факторах воздействия на окружающую среду, мерах, принимаемых по ее охране, предотвращению и сокращению загрязнения окружающей среды, использовании природных ресурсов.
3. Ведение ГФЭИ осуществляется подведомственной организацией уполномоченного органа в области охраны окружающей среды (далее – подведомственная организация) и включает мероприятия по сбору, хранению, обработке, анализу, научному исследованию, предоставлению, распространению экологической информации, просвещению населения и природопользователей по вопросам охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.
4. В состав Государственного фонда экологической информации входят:
1) государственные кадастры природных ресурсов;
2) государственный учет участков загрязнения окружающей среды;
3) государственный кадастр отходов производства и потребления;
4) государственный реестр природопользователей и источников загрязнения окружающей среды;
5) государственный кадастр потребления озоноразрушающих веществ;
6) государственный регистр выбросов и переноса загрязнителей;
7) материалы оценки воздействия на окружающую среду и государственной экологической экспертизы;
8) нормативные правовые акты и нормативно-технические документы в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;
9) отчеты о выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных с охраной окружающей среды и использованием природных ресурсов;
10) Национальный доклад о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов;
11) Национальный экологический атлас;
12) отчеты по результатам контрольно-инспекционной и правоприменительной деятельности в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;
13) программа производственного экологического контроля и отчеты экологического мониторинга;
14) данные государственного экологического мониторинга;
15) научно-техническая литература в области экологии;
16) информация о состоянии окружающей среды и использовании природных ресурсов, факторах воздействия на окружающую среду и принимаемых мерах по ее охране;
17) иные материалы и документы, содержащие экологическую информацию.
5. Понятия и определения, используемые в настоящих Правилах, применяются в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

2. Сбор экологической информации

6. Информация в ГФЭИ предоставляется в письменном виде, электронной, аудиовизуальной или иной формах:
1) государственными органами;
2) юридическими лицами.
7. Информация в ГФЭИ предоставляется следующими государственными органами:
1) уполномоченный государственный орган в области охраны окружающей среды;
2) уполномоченный государственный орган в области лесного хозяйства;
3) уполномоченный государственный орган в области охраны, воспроизводства и использования животного мира;
4) уполномоченный государственный орган в области особо охраняемых природных территорий;
5) уполномоченный государственный орган по управлению земельными ресурсами;
6) уполномоченный государственный орган в сфере гражданской защиты;
7) уполномоченный государственный орган по изучению и использованию недр;
8) уполномоченный государственный орган в области использования атомной энергии;
9) уполномоченный государственный орган в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
10) уполномоченный государственный орган в области защиты и карантина растений;
11) уполномоченный государственный орган в области ветеринарии;
12) уполномоченный государственный орган в области использования и охраны водного фонда;
13) уполномоченный государственный орган в области космической деятельности;
14) уполномоченный государственный орган в области промышленной безопасности;
15) уполномоченный государственный орган в области здравоохранения;
16) местные исполнительные органы областей, города республиканского значения, столицы.
Подведомственная организация ежегодно направляет запросы в государственные органы и юридические лица о предоставлении информации для ведения ГФЭИ.
8. Государственные органы в рамках своей компетенции и юридические лица предоставляют по запросу подведомственной организации достоверную и полную информацию за предыдущий год.
9. Подведомственная организация организует сбор, хранение, обработку и анализ информации, предоставленной государственными органами и юридическими лицами.

3. Хранение и обработка экологической информации

10. Экологическая информация в бумажной, электронной, аудиовизуальной или иной формах хранится на металлических стеллажах в закрытом помещении постоянно.
11. Материалы и документы в ГФЭИ группируются по направлениям в соответствии с пунктом 30 настоящих Правил.
12. Обработка экологической информации в целях проведения анализа включает в себя ее учет и систематизацию.
13. Материалы и документы ГФЭИ подлежат регистрационному учету. Учет осуществляется путем занесения данных в регистрационную и реестровую книги.
Информация, предоставленная государственными органами и юридическими лицами, фиксируется в регистрационной книге.
В регистрационной книге указываются: дата регистрации, порядковый номер, инвентарный номер, наименование материала, государственный орган (юридическое лицо), предоставивший материалы, количество экземпляров и приложений.
В реестровой книге фиксируется информация по направлениям, согласно пункту 4 настоящих Правил.
В реестровой книге указываются: наименование материала, государственный орган (юридическое лицо), предоставивший материал, реестровый номер, инвентарный номер, формат хранения (бумажный/электронный), количество экземпляров и приложений, местонахождение материала в архиве (стеллаж, полка).
14. Систематизация экологической информации осуществляется по следующим направлениям:
1) глобальные экологические проблемы (изменение климата, разрушение озонового слоя, сохранение биоразнообразия, опустынивание и деградация земель);
2) национальные экологические проблемы (зоны экологического бедствия, проблемы, связанные с интенсивным освоением ресурсов шельфа Каспийского моря, истощение и загрязнение водных ресурсов, исторические загрязнения, воздействие полигонов военно-космического и испытательного комплексов, вопросы трансграничного характера);
3) локальные экологические проблемы (радиоактивное загрязнение, загрязнение воздушного бассейна, бактериологическое и химическое загрязнения, промышленные и бытовые отходы, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера);
4) другие направления.

4. Анализ и экологические научные исследования

15. Предоставленная государственными органами и юридическими лицами экологическая информация анализируется путем изучения текущего состояния окружающей среды, динамики и возможных причин их изменений.
Аналитическая работа состоит из следующих этапов:
1) оценка информации;
2) определение результатов анализа.
На этапе оценки информации производится расстановка источников информации в зависимости от их надежности и достоверности.
На этапе определения результатов анализа проводится выяснение причин обстоятельств появления экологической проблемы.
Полученные результаты анализа оформляются в виде отчета.
16. Отчет размещается в открытом доступе на интернет-ресурсе подведомственной организации, а также используется для составления Национального доклада о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов Республики Казахстан.
17. Научные исследования проводятся в соответствии с Кодексом и  Законом Республики Казахстан от 18 февраля 2011 года «О науке».
Научные исследования проводятся по следующим этапам:
1) определение темы исследования;
2) определение цели и задач;
3) составление плана исследования;
4) сбор материалов;
5) проведение исследования;
6) обработка результатов исследования;
7) оформление научного отчета.
18. Экологические научные исследования проводятся в целях научного обеспечения охраны окружающей среды, разработки научно обоснованных мероприятий по улучшению, восстановлению, обеспечению устойчивого функционирования природных экосистем, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности и социального, экономического и экологически сбалансированного развития Республики Казахстан.

5. Предоставление и распространение экологической информации

19. Предоставление экологической информации осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан об административных процедурах и о доступе к информации.
20. Распространение экологической информации осуществляется подведомственной организацией путем:
1) размещения в открытом доступе на интернет-ресурсах подведомственной организации;
2) распространения в средствах массовой информации, периодических печатных изданиях, а также с применением иных общедоступных информационно-коммуникационных средств.

6. Просвещение населения и природопользователей по вопросам
охраны окружающей среды и использования природных ресурсов

21. Целью просвещения населения и природопользователей по вопросам охраны окружающей среды и использования природных ресурсов является формирование активной жизненной позиции граждан и экологической культуры в обществе, основанных на принципах устойчивого развития.
22. Просвещение осуществляется путем организации и проведения подведомственной организацией следующих мероприятий:
1) курсов, тренингов и обучающих семинаров по повышению квалификации в области охраны окружающей среды;
2) консультационной помощи населению;
3) конференций, выставок, семинаров, научно-практических форумов;
4) подготовки пресс-релизов, статей, организации интервью.
При подготовке и проведении курсов, тренингов и обучающих семинаров по повышению квалификации в области охраны окружающей среды осуществляются следующие мероприятия:
1) составление программы, подбор лекторов, определение даты и места проведения курсов, тренингов и обучающих семинаров;
2) рассылка писем-приглашений природопользователям, неправительственным организациям, средствам массовой информации, высшим учебным заведениям, колледжам по электронной почте и факсу;
3) регистрация слушателей;
4) проведение курсов, тренингов и обучающих семинаров;
5) оценка результативности обучения;
6) оценка работы лекторов;
7) оценка качества организации обучения;
8) отзывы слушателей;
9) выдача сертификатов.