-Еркин Борисович, не секрет, что, сталкиваясь с отсутствием бензина на АЗС, водители винят всех, кто участвует в процессе, который начинается с переработки и заканчивается реализацией горючего. Порой слышишь, что и перерабатываете мало, и храните бензин, дожидаясь повышения розничных цен. Насколько обоснованны эти обвинения?
-Я понимаю претензии людей, когда они, подъехав к АЗС, не могут заправиться. Но только нашей вины здесь нет. Завод не имеет своей нефти, а значит – и бензина. Мы работаем только с давальческим сырьем: нам поставили нефть, мы ее переработали, за что получили плату. В поставках бензина мы не участвуем. Да и выработанное горючее хранить тоже не можем: сколько переработали, столько и отправляем, а иначе наши емкости переполнятся, и завод придется останавливать. В настоящее время в день мы перерабатываем около 14 200 тонн нефти, отгружаем до 250 цистерн, в том числе отправляем 1900-2000 тонн бензина.
-А много это или мало? Горючее и в Атырау иногда пропадает, не говоря уж о других регионах?
– Получается, что мало. Хотя в этом году мы идем на рекордный объем переработки. Годовой план по переработке нефти для АНПЗ в прошлом году был установлен в объеме 4 млн. 800 тыс. тонн. Однако в связи с той ситуацией, которая сложилась на рынке, нам увеличили объем переработки нефти на 120 тыс. тонн. Могу сказать, что уже по итогам первых 9 месяцев завод идет с опережением графика выпуска бензинов: отгружено 445.4 тыс. тонн горючего. Для сравнения, за такой же период 2013 года бензинов было произведено 331 тыс. тонн. При этом по сравнению с первыми 9 месяцами 2013 года особенно заметно повысился объем высокооктанового бензина, дефицит которого ощущается особенно, – с 76 тыс. тонн до 192 тыс. тонн.
А почему высокооктанового бензина не хватает, уже говорилось не раз. Почти 40 процентов Казахстан завозит из России. И в августе наслоилось сразу несколько причин, почему возник дефицит. Это и пиковое потребление горючего в эти месяцы, и уменьшившееся предложение со стороны России, связанное с аварией на одном из ПНЗ, присоединением Крыма. А главное, более высокой ценой, чем у нас. Из-за чего бензин стало элементарно невыгодно завозить. При этом как кто-то образно сказал, Казахстан стал заправкой для всего СНГ – все машины на границе заливаются по максимуму.
-Это ясно. Но давайте вернемся к нашему НПЗ. Вы сказали, что переработка нефти увеличилась, выпуск бензина вырос. А о качестве в погоне за количеством заводчане не забыли? Иногда слышишь, что бензин низкого качества.
– Значит, это не наш бензин. Система контроля за качеством продукции на заводе такая, что отправить потребителю не соответствующую стандартам продукцию просто невозможно. У нас эта система контроля многоуровневая. Для этого на заводе действует огромная лаборатория, оснащенная самой современной аппаратурой. Первая проба отбирается еще на установках, где выпускаются компоненты горючего. Они проверяются на соответствие нормативным требованиям. Затем, после того, как компоненты попадают в резервуар и смешиваются, проводится повторный анализ. Третья проба отбирается при погрузке горючего в цистерну. После того, как эта проба пройдет анализ, дается добро на отправку, а проба опечатывается и хранится в лаборатории 45 дней. Так что если вдруг на АЗС выяснилось бы, что бензин не того качества, всегда можно предъявить претензию.
-Вот Вы сказали, что НПЗ переработает за год почти 5 млн. тонн нефти. Но ведь на заводе идет модернизация, сооружаются новые установки. Не мешает это работе предприятия?
-А как бы Вы думали? Конечно, мешает. И не исключено, что если бы в Казахстане был переизбыток бензина и дизтоплива, предприятие на какое-то время и остановилось бы. Но мы понимаем, что останавливать переработку невозможно, поэтому и совмещаем процесс переработки и стройку. А сооружаются по Государственной программе ФИИР у нас два комплекса – по выпуску ароматических углеводородов и глубокой переработке нефти.
-Расскажите о них подробнее. Что даст заводу и в целом Казахстану завершение строительства комплексов?
-Работы по созданию комплекса по производству ароматических углеводородов вышли на финишную прямую: сдача механической части проекта намечена на конец 2014 года. Это будет самый крупный подобный комплекс на территории СНГ. И, естественно, самый технологически современный. Комплекс ароматики сооружается таким образом, что может работать в двух вариантах. Первый вариант топливный. Это когда акцент делается на производство бензина. При этом варианте работы комплекса можно будет производить до 873 тыс. тонн компонента с октановым числом 103, используемого для получения товарных бензинов, а также 36 тыс. тонн бензола – компонента для нефтехимической продукции. При втором варианте, когда особой нужды в бензине нет, комплекс способен производить 133 тыс. тонн бензола и 496 тыс. тонн параксилола. Это ароматические соединения, которые будут востребованы как исходное сырье на сооружаемом в Атырауской области газохимическом комплексе, где планируется выпускать полиэтилен и полипропилен.
-Иными словами, «революции» в объемах выпуска бензина этот комплекс не сделает?
-Почему? В рамках этого комплекса будет построена установка каталитического риформинга производительностью 1 млн. тонн в год. Произойдет коренная реконструкция технологических мощностей для выведения их на современный технический уровень. Что позволит увеличить выпуск моторного топлива, отвечающего мировым стандартам. Но значительного увеличения производства высокооктанового бензина, а я так понимаю, именно это вас интересует, – АНПЗ достигнет в 2016 году, когда завершится сооружение комплекса глубокой переработки нефти. Он позволит увеличить глубину переработки нефти до 85 процентов. Доля выпуска светлых нефтепродуктов увеличится на 31 процент.
Мощности завода возрастут до 5.5 млн. тонн переработки нефти в год. Бензина будет выпускаться до 1 млн. 680 тыс. тонн в год. При этом весь объем производимого горючего будет соответствовать Евро-5. И еще 1 млн. 640 тыс. тонн дизельного топлива, 244 тыс. тонн авиакеросина. И дизельное топливо, и авиакеросин также будут соответствовать уровню Евро-5. Идет модернизация и двух других казахстанских НПЗ.
Так что совсем скоро наша страна не только обеспечит внутренние потребности в высокооктановом бензине, но и, уверен, сможет отправлять часть продукции на экспорт.
– Спасибо за интервью!