4 февраля 2014 года министр окружающей среды и водных ресурсов РК Нурлан Каппаров принял участие в брифинге, проведенном Службой центральных коммуникаций для представителей региональных и республиканских СМИ.
В ходе брифинга министр рассказал о мерах по реализации задач, обозначенных в Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее».
В январе традиционно Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев обратился к народу с Посланием «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее», в котором обозначил ключевые задачи реализации «Стратегии-2050» и определил долгосрочные приоритеты по вхождению Казахстана в число 30 самых развитых стран мира.
В документе особо подчеркнуто, что при подготовке к ЭКСПО-2017 Астана станет центром изучения и внедрения лучшего мирового опыта по поиску и созданию энергии будущего.
Также поставлены задачи повсеместной экономии электроэнергии на основе новейших технологий в производстве и быту, перевода транспорта на экологически чистые виды топлива и создания соответствующей инфраструктуры, в том числе производства электромобилей. Это грандиозные задачи, которые определят наше будущее.
Утвержден Общенациональный план по реализации Послания Главы государства.
В рамках этого плана министерству окружающей среды и водных ресурсов РК поручено внести предложения по переводу транспортных средств на экологичные виды топлива, созданию возможностей по собственному производству электромобилей и формированию соответствующей инфраструктуры.
Данный вопрос затрагивает интересы и ответственность не только МОСВР РК, но и министерств транспорта и коммуникаций, индустрии и новых технологий, нефти и газа, а также акиматов областей, городов Астана и Алматы.
В данной сфере существует ряд проблемных аспектов:
1) В стране 80% автомобильного транспорта используется более 10 лет, в крупных городах частные автомобили составляют более 70% транспортного потока.
2) Качество топлива отстает от европейского уровня, что обусловлено недостаточно высоким качеством продукции местных НПЗ и несоблюдением стандартов в сегменте розничной торговли топливом.
3) Слабо развита газотранспортная инфраструктура, что ограничивает использование газового топлива, особенно в общественном транспорте.
4) Дорожная инфраструктура не создает стимулов и условий для широкого использования общественного транспорта и электромобилей.
Исходя из этого для выработки конкретных мер по реализации поручения Главы государства будет создана межведомственная рабочая группа.
В рамках рабочей группы предстоит обсуждение таких вопросов как:
– Обновление транспортного парка и повышение качества производимого топлива, в том числе через разработку соответствующих стандартов.
– Развитие альтернативных экологически чистых видов транспорта и соответствующей инфраструктуры, в частности, для электромобилей и автомобилей на газовом топливе.
– Развитие велосипедного транспорта путем развития сети велодорожек и сопутствующей инфраструктуры, в том числе автоматизированных пунктов аренды велосипедов.
– Разработка стимулирующей программы по утилизации автомобилей. МОСВР, совместно с МИНТ, МЭБП а также Национальной Палатой Предпринимателей уже начали работу в данном направлении. Мы планируем внести соответствующие изменения в ряд законопроектов.
– Достижение показателей ресурсосбережения и повышения энергоэффективности транспортного сектора через совершенствование системы управления транспортными потоками и транспортной инфраструктуры.
– Определение приоритетов и мер государственной поддержки по переводу транспортных средств на экологические виды топлива.
– Для улучшения качества и достоверности оценки, как объемов эмиссии, так и результативности принимаемых мер, нам необходимо усовершенствовать систему сбора исходных данных, с разделением транспорта по категориям, объемам и типам двигателей, возрасту и годовым пробегам и т.д. Это позволит поднять качественный уровень инвентаризации выбросов парниковых газов и загрязняющих веществ в транспортном секторе.
– Помимо законодательных мер, которые будут стимулировать перевод транспорта на экологически чистые виды топлива, мы предлагаем определить пилотный город к примеру, Астану или Алматы, в котором внедрение комплекса мероприятий будет происходить более активно.
Общенациональным планом по реализации Послания Главы государства также предусмотрено создание центра изучения и внедрения лучшего мирового опыта по поиску и созданию энергии будущего под эгидой Назарбаев университета.
Необходимость создания в Казахстане такого института бесспорна. Это позволит понять долгосрочные перспективы развития энергетики, минимизировать риски и обеспечить энергетическую безопасность страны.
Один из вариантов – создание института на базе Центра энергетических исследований, действующего при Назарбаев Университете, и имеющего готовую материально-техническую базу, лаборатории, кадровый состав, а также отработанный механизм привлечения ученых с мировым именем.
Возможны два подхода к определению специализации института. Первый подход подразумевает поиск принципиально новых видов энергии – на основе термоядерного синтеза и пр. Второй подход предполагает изучение вопросов развития уже известных возобновляяемых источников энергии как ветер и солнце, так и новых видов энергии, а также вопросов дальнейшего совершествования существующих технологий, генерации, хранения и транспортировки энергии.
Для обсуждения всех этих вопросов и дальнейшей выработки контретного плана действий по организации, финансированию, а также определению структуры института будет создана межведомственная рабочая группа, с привлечением представителей заинтересованных организаций.
Министерство приложит все усилия для выполнения задач, поставленных Главой государства в Послании «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее».
В продолжение брифинга министр Н. Каппаров также ответил на ряд вопросов представителей СМИ по актуальным вопросам в области охраны окружающей среды и природных ресурсов.
Пресс-служба МОСВР РК
Источник: http://www.eco.gov.kz/new2012/2014/02/101-50/