АСТАНА. 13 января. КАЗИНФОРМ – Президент Казахстана Н.А.Назарбаев в своем Послании народу «Стратегия «Казахстан-2050» – новый политический курс состоявшегося государства» одним из вызовов предстоящих десятилетий назвал исчерпаемость природных ресурсов. При этом Глава государства особо отметил, что для дальнейшего успешного развития и процветания нашей страны необходимо переосмыслить отношение к природным богатствам. В Послании также указываетсяна важность внедрения экологически безопасных технологий.
В беседе с нашим корреспондентом член комитета по вопросам экологии и природопользованию Мажилиса Парламента РК, член фракции партии «Нур Отан» Андрей Бегенеев говорит о проблеме накопления в нашей стране техногенных отходов и о возможных путях ее решения.
– Андрей Анатольевич, добыча и переработка полезных ископаемых являясь основой экономического развития нашей страны, в то же время создает большую проблему, связанную с накоплением всевозможных отходов. Как, на Ваш взгляд, следует подходить к решению это проблемы в современных условиях?
– Прежде всего, следует иметь в виду, что определенная работа в этом направлении у нас ведется. Достаточно вспомнить об огромных количествах серы, накопленной на месторождении Тенгиз, которые в последние годы, под давлением Правительства, начали перерабатываться, как это делается во всех цивилизованных странах. В Казахстане принята Концепция перехода к «зеленой» экономике, в которой, в основном, существующие проблемы обозначены и намечены пути их решения.
Сейчас я хотел бы лишь отметить, что пора принимать конкретные меры для сокращения объемов существующих техногенных отходов и для предотвращения их накопления в дальнейшем. На Международном конгрессе по минеральным ресурсам и металлургии наш Президент Нурсултан Абишевич Назарбаев говорил, что в Казахстане накопилось более 30 миллиардов тонн техногенных отходов, значительная часть которых токсична. Кроме того, есть и радиоактивные отходы, их количество также должно нас беспокоить. Президент подчеркнул, что сейчас техногенные отходы нужно рассматривать как самостоятельную сырьевую базу.
Как производственник, который много лет проработал на металлургических предприятиях, считаю, что сейчас нужно рассматривать проблему накопления техногенных отходов в новом ракурсе. Как говорят японцы: «нет отходов – есть незавершенное производство».
– Как можно использовать накопившиеся в Казахстане техногенные отходы?
– В первую очередь, их нужно перерабатывать. Работа в этом направлении ведется во всем мире, и уже ясно, что промышленные отходы представляют собой ценную сырьевую базу. Например, из отходов металлургии можно получать прекрасные строительные материалы. До 40 процентов нужного нам количества цемента, включая дорожное строительство, уже сегодня можно добывать из отходов. Это особенно актуально сейчас, потому что у нас ведется большое дорожное строительство – как в рамках создания транзитного коридора «Западная Европа – Западный Китай», так и улучшения внутренней транспортной инфраструктуры. Для этой работы мы вынуждены вскрывать сопки, создавать новые карьеры и, в то же время, в тех же местах идет накопление промышленных отходов.
Кроме того, у нас накопилось около 8-10 миллиардов тонн радиоактивных отходов, которые оказывают негативное влияние на здоровье казахстанцев.
Как видите, организовав утилизацию техногенных отходов, мы могли бы сразу решать целый ряд вопросов.
– Что необходимо для сокращения количества промышленных отходов, сверх того, что предусмотрено действующим законодательством?
– Как я уже говорил, нужно рассмотреть проблему в другом ракурсе. Если наше законодательство в сфере природопользования и экологии все еще допускает накопление отходов – а они накапливаются, – значит, нужен другой подход.
Я бы предложил следующее: не позволять предприятиям-природопользователям бесконечно расширять свои площадки для складирования отходов. Вокруг этих предприятий постоянно растут шлакоотвалы, терриконы, искусственные горы. Когда высота этих гор достигает определенный высоты, предприятия просят дополнительные площади, чтобы высыпать свои отходы. Недавно такие земли были предоставлены компании «Арселор Миттал». Вот, это, на мой взгляд, и нужно запретить. У них исторически накопилось определенное количество отходов, заняты определенные площади – на этом нужно их остановить и стимулировать к уменьшению таких площадей. Но, ни в коем случае, не допускать их увеличения.
Такие крупные компании, как «Казахмыс», «Арселор Миттал» и другие, уже лет по 15 работают в Казахстане. Государство создавало им все условия, предоставляло им, в свое время, для успешной работы множество льгот. Считаю, что этого достаточно. Нужно принять меры для того, чтобы такие предприятия прекратили накопление отходов. Отказ в расширении площадей под складирование отходов будет как раз действенным стимулом для этих компаний, чтобы они серьезно взялись за переработку уже накопленных отходов.
– Какими должны быть меры, о которых Вы говорите? Это поправки в законодательство?
– Да, это должна быть поправка, обязывающая Правительство ограничить площади, отводимые предприятиям для складирования техногенных отходов.
Мы намерены, и я уже сообщал об этом недавно, инициировать законопроект, содержащий такую норму. Думаю, что у многих предприятий возникнут, на первых порах, затруднения, но дело того стоит. В конце концов, если само предприятие, у которого образуются отходы, не может справиться с задачей по их переработке, оно может предоставить эту возможность другим компаниям.
В случае же, если после переработки все-таки останутся какие-то отходы, – их следует использовать для засыпки в шахты или для выравнивания рельефа в тех местах, где раньше что-то добывалось, – с последующей рекультивацией и передачей для сельскохозяйственного использования.
– Спасибо за беседу.