4 февраля 2014 года министр окружающей среды и водных ресурсов РК Нурлан Каппаров принял участие в  брифинге, проведенном Службой центральных коммуникаций для представителей региональных и республиканских СМИ.

В ходе брифинга министр рассказал о мерах по реализации задач, обозначенных в Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее».

В январе традиционно   Президент  Казахстана Нурсултан Назарбаев обратился к народу с Посланием  «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее», в котором обо­зна­чил клю­че­вые за­да­чи ре­а­ли­за­ции «Стра­те­гии-2050» и определил долгосрочные приоритеты по вхождению Казахстана в число 30 самых развитых стран мира.

В документе особо подчеркнуто, что при под­го­тов­ке к ЭКСПО-2017 Аста­на ста­нет цен­тром изу­че­ния и внед­ре­ния луч­ше­го ми­ро­во­го опы­та по по­ис­ку и со­зда­нию энер­гии бу­ду­ще­го.

Также поставлены задачи повсеместной экономии электроэнергии на основе новейших технологий в производстве и быту, перевода транспорта на эко­ло­ги­че­ски чи­стые ви­ды топ­ли­ва и создания соответствующей инфраструктуры, в том числе производства   электромобилей. Это грандиозные задачи, которые определят наше будущее.

Утвержден Общенациональный план по реализации Послания Главы государства.

В рамках этого плана министерству окружающей среды и водных ресурсов РК поручено внести предложения по переводу транспортных средств на экологичные виды топлива, созданию возможностей по собственному производству электромобилей и формированию соответствующей инфраструктуры.

Данный вопрос затрагивает интересы и ответственность не только МОСВР РК, но и министерств транспорта и коммуникаций, индустрии и новых технологий, нефти и газа, а также акиматов областей, городов Астана и Алматы.

В данной сфере существует ряд проблемных аспектов:

1) В стране 80% автомобильного транспорта используется более 10 лет, в крупных городах частные автомобили составляют более 70% транспортного потока.

2) Качество топлива отстает от европейского уровня, что обусловлено недостаточно высоким качеством продукции местных НПЗ и несоблюдением стандартов в сегменте розничной торговли топливом.

3) Слабо развита газотранспортная инфраструктура, что ограничивает использование газового топлива, особенно в общественном транспорте.

4) Дорожная инфраструктура не создает стимулов и условий для широкого использования общественного транспорта и электромобилей.

Исходя из этого для выработки конкретных мер по реализации поручения Главы государства будет создана межведомственная рабочая группа.

В рамках рабочей группы предстоит обсуждение таких вопросов как:

– Обновление транспортного парка и повышение качества производимого топлива, в том числе через разработку соответствующих стандартов.

– Развитие альтернативных экологически чистых видов транспорта и соответствующей инфраструктуры, в частности, для электромобилей и автомобилей на газовом топливе.

– Развитие велосипедного транспорта путем развития сети велодорожек и сопутствующей инфраструктуры, в том числе автоматизированных пунктов аренды велосипедов.

– Разработка стимулирующей программы по утилизации автомобилей. МОСВР, совместно с МИНТ, МЭБП а также Национальной Палатой Предпринимателей уже начали работу в данном направлении. Мы планируем внести соответствующие изменения в ряд законопроектов.

– Достижение показателей ресурсосбережения и повышения энергоэффективности транспортного сектора через совершенствование системы управления транспортными потоками и транспортной инфраструктуры.

– Определение приоритетов и мер государственной поддержки по переводу транспортных средств на экологические виды топлива.

– Для улучшения качества и достоверности оценки, как объемов эмиссии, так и результативности принимаемых мер, нам необходимо усовершенствовать  систему сбора исходных данных, с разделением транспорта по категориям, объемам и типам двигателей, возрасту и годовым пробегам и т.д. Это позволит поднять качественный уровень инвентаризации выбросов парниковых газов и загрязняющих веществ в транспортном секторе.

– Помимо законодательных мер, которые будут стимулировать перевод транспорта на экологически чистые виды топлива, мы предлагаем определить пилотный город к примеру, Астану или Алматы, в котором внедрение комплекса мероприятий будет происходить более активно.

Общенациональным планом по реализации Послания Главы государства также предусмотрено создание центра изучения и внедрения лучшего мирового опыта по поиску и созданию энергии будущего под эгидой Назарбаев университета.

Необходимость создания в Казахстане такого института бесспорна. Это позволит понять долгосрочные перспективы развития энергетики, минимизировать риски и обеспечить энергетическую безопасность страны.

Один из вариантов – создание института на базе Центра энергетических исследований, действующего при Назарбаев Университете, и имеющего готовую материально-техническую базу, лаборатории, кадровый состав, а также отработанный механизм привлечения ученых с мировым именем.

Возможны два подхода к определению специализации института. Первый подход подразумевает поиск принципиально новых видов энергии – на основе термоядерного синтеза и пр. Второй подход предполагает изучение вопросов развития уже известных возобновляяемых источников энергии как ветер и солнце, так и новых видов энергии, а также вопросов дальнейшего совершествования существующих технологий, генерации, хранения и транспортировки энергии.

Для обсуждения всех этих вопросов и дальнейшей выработки контретного плана действий по организации, финансированию, а также определению структуры института будет создана межведомственная рабочая группа, с привлечением представителей заинтересованных организаций.

Министерство приложит все усилия для выполнения задач, поставленных  Главой государства в Послании  «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее».

В продолжение брифинга министр Н. Каппаров также ответил на ряд вопросов представителей СМИ по актуальным вопросам в области охраны окружающей среды и природных ресурсов.

 

Пресс-служба МОСВР РК

Источник: http://www.eco.gov.kz/new2012/2014/02/101-50/