АСТАНА. КАЗИНФОРМ  – Ученые получили данные о возрасте Арала на основе абсолютного датирования с помощью радиоуглеродного метода. По их данным, Аральское море появилось 20-24 тысячи лет назад.

Ведущий научный сотрудник Института геологии и минералогии им. В.С. Соболева СО РАН доктор геолого-минералогических наук Сергей Кривоногов занимается исследованиями Аральского моря уже 13 лет: за это время он принял участие в двух больших международных проектах, позволивших по-новому взглянуть на развитие как самого озера, так и окружающих его территорий. Результаты, полученные учеными, были опубликованы недавно в журнале Gondwana Research. О самых интересных фактах истории Арала С. Кривоногов рассказал изданию Сибирского отделения РАН «Наука в Сибири».

«Главная задача проекта – реконструировать историю Аральского моря, показать, как менялись уровень и соленость воды, экосистема со времени его образования до наших дней – была осуществлена», – рассказывает Сергей Кривоногов. Ученые получили данные о возрасте Арала на основе абсолютного датирования с помощью радиоуглеродного метода и установили, что Аральское море появилось 20-24 тысячи лет назад.

 Историю озера ученые трактуют по-разному. Кто-то начинает его с неогена (геологический период, 23-2,5 млн лет назад), в начале 1990-х советские ученые склонялись к тому, что возраст водоема – всего около 10 000 лет.

В рамках проекта состоялись две большие буровые экспедиции: исследователи пробурили осадки Аральского моря от поверхности до самого низа, то есть вошли в подстилающие отложения, чего прежде еще не делали. Полученные образцы углеродсодержащего вещества (раковины моллюсков, створки мелких ракообразных) тщательно продатировали на ускорительном масс-спектрометре (AMS). И получили точные данные об изменениях Аральского моря. (Этому способствовали высококачественные материалы – как по технологии получения, так и по методу датирования.)

Приаралье – район древней цивилизации. Антропогенные изменения природы здесь идут очень давно, в первую очередь, это касается использования пресной воды для орошения. Сельское хозяйство, исторически развитое в среднеазиатских государствах, сильно влияет на окружающую природу региона : культура создания ирригационных систем, прокладки каналов, поворота рек туда, куда надо человеку, существует уже 2000 лет. Что, конечно же, оказывало влияние на водный баланс Арала: были этапы, когда активная ирригация отнимала большое количество ресурсов, и периоды войн, цивилизационных катаклизмов, в течение которых влияние человека ослабевало. И время высокой ирригационной активности как раз совпадает с регрессиями Аральского моря. Климатические изменения и деятельность человека усиливали друг друга: если было очень жарко и сухо, требовалось больше воды для орошения земель, люди копали больше каналов и таким образом усугубляли действие природного фактора, а Арал еще быстрее мелел.

Важно, что исторический период можно охарактеризовать не только на основе геологических, но и археологических и письменных свидетельств (хроник, летописей, географических трудов – в основном, арабского происхождения), то есть более обоснованно и достоверно, чем предыдущие эпохи, воссоздание которых опирается только на геологические данные, осадки. Именно поэтому на первом этапе ученые решили опубликовать результаты комплексного исследования последних 2000 лет.

 В статье, вышедшей в Gondwana Research, обоснованы изменения уровня Аральского моря за последние две тысячи лет, в соответствии с данными геоморфологии, седиментологии (строение отложений), палеонтологии, археологии, историографии и ряда других показателей – например, использовался геохимический анализ некоторых изотопов, проведенный предшествующими исследователями. Дополняют этот комплекс новые исследования по изучению изменения направления течения рек, на 95 % питающих озеро: Амударьи, приносящей примерно 80% от объема, и Сырдарьи (20%). Если первая активно разбирается на орошение, то до Арала практически ничего не доходит, как это происходит сейчас. Мультидисциплинарный подход к вопросу и позволил максимально полно восстановить историю Аральского моря за последние две тысячи лет.

За изученный период в истории Арала уже случались обмеления, подобные нынешнему. Ученые установили, что было две больших, длительных регрессии, при которых уровень воды существенно падал, обнажая морское дно, две значительно более кратковременные трансгрессии  плюс современная антропогенная регрессия.

Сложно оценить в точных цифрах, сколько времени после регрессий у Арала уходило на то, чтобы вернуться к прежнему уровню воды, т.к. процесс восстановления мог проходить ступенчато. Например, палеонтологические данные указывают, что регрессия иногда разбивалась на два этапа с незначительной трансгрессией между ними. Если говорить о макрособытиях, то вырисовывается следующая картина: в течение последних двух тысяч лет Аральское море чаще было очень маленьким, практически исчезало или находилось в состоянии, сравнимом с современным, чем пребывало полноводным, как 50 лет назад. Последняя трансгрессия происходила с конца XVI века, когда в озеро вернулась Амударья. И во времена Петра I, и даже при Иване Грозном Аральское море описывается как крупное. Соответственно, в течение 300 лет оно было большим и в памяти ныне живущих людей запечатлено как полноводное, синее, богатое рыбой. Но геология показывает, что это – результат благополучного стечения обстоятельств, и такое состояние как раз для него нетипично. Изучая более давнюю историю, можно утверждать: гораздо чаще Аральское море было очень мелким или не существовало вообще.

У истоков изучения Аральского моря стояли академик Лев Семёнович Берг и историограф Василий Васильевич Бартольд. Последний исследовал изменения географии озера по летописным источникам и нашел запись в одной из хроник XV века о том, что Аральского моря в тот период не существовало (Хафизи-Абру, 1417). Л. Берг в своей книге «Аральское море: опыт физико-географической монографии» это свидетельство посчитал преувеличением. Поскольку авторитет академика был велик, в течение всего XX века вопрос о регрессии, о которой писал Бартольд в начале столетия (1902 г.), просто не рассматривался. Когда же нашли археологические памятники XIV века Кердери-I и Кердери-II, построенные на дне Аральского моря на глубине 20 метров относительно уровня ХХ века, стало очевидно, что там действительно жили люди, и Бартольд был прав. Хивинский хан Абулгази летописно засвидетельствовал, что поворот вод Амударьи в сторону Аральского моря произошел в 1573 году. В тех местах люди всегда движутся за пресной водой: как только Аральское море ушло и по осушившемуся дну стала течь река, люди сразу заняли и освоили новую территорию.

Для преодоления аральской катастрофы в 1993 году был создан международный фонд спасения Арала – межгосударственная организация, разрабатывающая и финансирующая экологические и научно-практические проекты улучшения обстановки в Аральском регионе. В августе 2003 г. была утверждена «Программа бассейна Аральского моря-2», состоящая из полусотни региональных программ. Планы по ликвидации последствий кризиса в северной (Казахстан) и южной (Узбекистан) частях Аральского бассейна значительно различаются. Казахстан возрождает Малый Арал – северную часть озера, отделенную от основной. Между устьем Сырдарьи и островом Кокарал построили плотину, и речная вода стала накапливаться в этом месте. Этот проект дал великолепные результаты: мелкая соленая лужа стала наполняться водой и опресняться, туда вернулась из реки рыба, и экологическая ситуация понемногу улучшается.

Вторая часть озера умирает, потому что Узбекистан и другие страны, расположенные выше по Амударье, предпочитают использовать воду для нужд сельского хозяйства. В регионе используется технология промывки земель: ежегодно на зиму поля заливаются речной водой, в которой растворяются соли, а затем уже совершенно непригодная, загрязненная пестицидами вода спускается в Южный (Большой) Арал.

На международном конгрессе INQUA (Нагоя, Япония), посвященном изучению четвертичного периода, этим летом С. Кривоногов делал доклад, касающийся прогноза – может ли Аральское море вернуться. По мнению ученого, некоторые шансы есть. Но, чтобы это произошло, необходимо дать дополнительную воду: испаряемость с поверхности озера в его высокой стадии составляла примерно 56 кубических километров в год, значит, чтобы оно стало таким, как прежде, нужно, поступление такого же количества воды. Но начинать можно с меньшего: достаточно ежегодно давать около 20 км3, и озеро начнет расти. Вопрос в том – кто выделит такие объемы? В этом регионе напряженность из-за нехватки воды лишь увеличивается с годами.

На уровень могут повлиять, помимо человеческого, климатический и тектонический факторы, например, поступление подземных вод: ученые полагают, что порядка 10% водного бюджета Арала может быть связано с источниками, приходящими с больших глубин. Но посчитать, оценить или спрогнозировать практически невозможно: для подобных изменений нужно, чтобы произошли глобальные тектонические процессы, связанные с деятельностью глубин Земли, которые вообще трудно предвидеть. Если когда-нибудь возникнет стечение обстоятельств, суммирующее все благоприятные условия, приток воды может увеличиться. Если же этого не произойдет, то каждый отдельно взятый фактор, даже если он начнет действовать, ситуацию не переломит.

Источник: http://www.inform.kz/rus/article/2849945